Контактный телефон:
+7 (812) 336-95-69
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ
Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

ESTP-BLOG.RU: Долгосрочное планирование - необходимое условие развития производства в отрасли подземного строительства

Дата:
02.11.2015 13:12:00 Мск

Сегодня в условиях ужесточения экономических санкций Запада вопросы импортозамещения в различных отраслях российской экономики приобретают особую актуальность. Насколько велика доля импортной техники при строительстве объектов подземной инфраструктуры? Целесообразно ли внедрение оборудования и механизмов отечественного производства в отрасли метростроения? Эти вопросы мы задали генеральному директору Объединения подземных строителей и проектировщиков, президенту Российского Общества по Внедрению Бестраншейных Технологий, члену Совета директоров от Европы Объединения исследовательских центров подземного пространства мегаполисов (ACUUS) Сергею Алпатову.

Тоннелепроходческий механизированный комплекс HERRENKNECHT S-791
Тоннелепроходческий механизированный комплекс HERRENKNECHT S-791

- Сергей Николаевич, применяется ли отечественное оборудование при сооружении метрополитенов и других подземных объектов?

- В советские времена для строительства метрополитенов в стране применялось исключительно отечественное оборудование, которое производилось не только в Российской Федерации, но и на территории бывших союзных республик - на Украине, в Белоруссии и т.д. Это наследие было сохранено, и сегодня доля отечественного оборудования в метростроении достаточно велика.

Вместе с тем, с развитием новых технологий подземного строительства российские предприятия стали использовать современное оборудование зарубежного производства. Это тоннелепроходческие механизированные комплексы с высокоточной железобетонной обделкой для сооружения тоннелей и наклонных ходов, оборудование для устройства ограждающих конструкций при строительстве станций мелкого заложения по технологии "стена в грунте" и струйной цементации "JetGrouting", а также многое другое.

- На ваш взгляд, возможно ли импортозамещение в сегменте высокотехнологичного тоннелепроходческого оборудования?

- На данный момент это проблематично. Создание нового оборудования - сложный, трудоемкий процесс, требующий значительных временных и финансовых затрат. На сооружение механизированного щита требуется несколько лет, так как производителю нужно не только разработать сложные механизмы, но и создать мощности для их производства.

Внешний вид тоннелепроходческого механизированного комплекса
Внешний вид тоннелепроходческого механизированного комплекса

К сожалению, в России на государственном уровне отсутствует долгосрочное градостроительное планирование в области комплексного освоения подземного пространства мегаполисов. Предприятия зачастую не знают, что будут делать завтра, и тем более не представляют, какие объемы ожидаются в долгосрочной перспективе.

Очень маловероятно, что в таких условиях частный бизнес будет заинтересован вкладываться в производство высокотехнологичного дорогостоящего оборудования.

Поэтому, на мой взгляд, говорить о том, что мы можем вытеснить зарубежных поставщиков, наладив отечественное производство щитовых комплексов и специального оборудования для проходческих работ, было бы неправомерно. Более рационально использовать уже имеющееся импортное оборудование.

- Ощущают ли подземные строители дискомфорт из-за введения экономических санкций?

- Нет, по крайней мере, мне неизвестны случаи, когда российским предприятиям было отказано в поставке оборудования или комплектующих. Концерн Herrenknecht AGи другие зарубежные производители заинтересованы не только в реализации своего оборудования, но и в его эффективной эксплуатации. Все технические вопросы решаются профессионально и оперативно. Например, в ходе эксплуатации нового механизированного тоннелепроходческого комплекса для сооружения двухпутного тоннеля диаметром 10,6 м Фрунзенского радиуса в Петербурге специалисты ОАО "Метрострой" выявили ряд технических недочетов и представили немецким коллегам свои замечания, которые были доброжелательно приняты и учтены в дальнейшем.

Станция "Международная", Санкт-Петербург
Станция "Международная", Санкт-Петербург

- На ваш взгляд, могут ли российские производители техники и оборудования для подземного строительства занять собственную нишу на рынке, составив конкуренцию зарубежным коллегам?

- Безусловно! Сегодня уже есть примеры, когда российские предприятия вынуждены заниматься импортозамещением, причем делают это весьма успешно. Например, ОАО "Метрострой" развивает собственное эскалаторное производство.

Это очень важно, потому что, во-первых, значительное количество эксплуатируемых эскалаторов требует замены, а во-вторых, развитие системы метрополитена в Москве предполагает максимальное использование всех имеющихся в стране мощностей. Импортное оборудование европейских производителей стоит дорого, а качество и сроки поставок эскалаторов с заводов РФ и ближайшего зарубежья, к сожалению, не соответствуют имеющиеся требованиям.

Поэтому мы обоснованно надеемся, что в ближайшее время на станциях петербургского и московского метрополитенов появится эскалаторное оборудование, произведенное на заводе Метростроя в Санкт-Петербурге.

Ссылка на публикацию - http://estp-blog.ru/rubrics/rid-19354/

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Все статьи
ASNINFO.RU: Каталог объектов СЗФО 2015. Отражение развития стройкомплекса регионов округа

В каждой строительной эпохе есть образцы, отражающие периоды развития человечества. И очень важно, чтобы опыт создания таких объектов сохранялся, обобщался и распространялся среди коллег. Такую возможность дают альбомы и каталоги.

Подробно